Лошадь тяжеловес
Предисловие
Всем нам с детства знакома репродукция картины Виктора Васнецова «Три богатыря». На ней изображены три исполинские фигуры русских богатырей в тяжелом  обмундировании, сидящие на могучих  конях. Носить на себе такой вес и при этом быть выносливыми и энергичными могли тогда и сегодня лишь некоторые лошади-тяжеловозы и о них наша статья.

История тяжеловозов

Искусственное выведение тяжеловозов относят к периоду развития капитализма. В связи с тем, что в это время бурно росли города и промышленные центры, возникла потребность в выведении крупной упряжной лошади для транспортировки различных грузов.

Первая порода лошадей тяжеловозов была создана в 18 веке в Англии. Позже они появились и в Бельгии, и во Франции. В этот период были выведены шайрская, суффолькская и клейдесдальская породы, позже – брабансонская и арденская, а во Франции – першеронская.

В России до революции была создана породная группа тяжеловозов, которых называли битюгами и разводили в Воронежской губернии. Однако необходимой работы по их сохранению не было принято, в результате тяжеловозное коневодство России развивалось под влиянием зарубежного. К началу 20 века около больших городов и центров с развитой промышленностью (например, горнодобывающей) сложились районы, где лошади тяжеловесы имели огромное численное преимущество.

Но по-настоящему развитие племенной работы над этими линиями началось лишь только после революции. В результате большой работы в СССР были созданы отечественные тяжеловозные породы – советская, русская и владимирская.

Советская тяжеловозная

В конце 19 века в Россию начали привозить бельгийских крупных тяжеловозов – брабансонов. Разведением их в первое время занимались только в помещичьих хозяйствах. После стали их разводить и крестьяне. Импортных жеребцов скрещивали с завезенными, а так же кобылами местных пород. В результате промышленного скрещивания получались только пользовательские кони. Дальнейшее их разведение было построено на методе поглотительного скрещивания « в себе». Полученная к 1952 году уже очень большая группа лошадей была названа советской породой.

Советские тяжеловозы имеют гармоничное сложение, отличаются  крепкой конституцией и спокойным энергичным темпераментом, очень работоспособны, нетребовательны к условиям содержания и хорошо оправдывают расходы на корма.

Параметры промеров у жеребцов: 161,5 — высота в холке (это средний рост у лошадей этого типа), 206,6 — обхват груди, 24,7 — обхват пясти, средний вес жеребца 780кг, кобылы – 650 кг.

К особенностям их экстерьера относятся:

  • голова средняя по величине с широкими ганашами,
  • коротковатая мускулистая шея,
  • широкая низкая холка,
  • довольно широкая спина,
  • широкая ровная поясница,
  • свислый раздвоенный круп,
  • широкая с округлыми рёбрами грудь,
  • сухие средней длины конечности (из недостатков — саблистость ног, мягкие бабки и косолапость),
  • грива с умеренной оброслостью,
  • умеренно обросший хвост и щётки.

Преобладающая масть рыжая, встречаются лошади гнедые , рыже-чалые, гнедо-чалые, бурые, игреневые и вороно-чалые.

Советский тяжеловоз отличается высокой грузоподъёмностью. Так, жеребец Форс на сцепе с пневматическими шинами провёз груз весом 22 тонны 290 кг на расстояние 35 км.

Кобылы плодовиты и очень молочны. Представители советских тяжей скороспелы,  с трёх лет их уже используют на работах и вводят в воспроизводительный состав. Жеребята достигают к шести месяцам веса около 370 кг, а к полугоду – до 540 кг.

Все эти характеристики делают советского тяжеловоза очень перспективным в мясном и молочном направлении.

Русская тяжеловозная

В истоках создания русских тяжей лежит работа по отбору и чистопородному разведению завезённых из Бельгии мелких тяжеловозов – арденов. В результате разведения в чистоте, а так же скрещивания их с представительницами разных упряжных пород (в основном брабансонов и першеронов) была выведена русская тяжеловозная линия.

Эти кони некрупные, но широкотелые, с плотной конституцией и энергичным темпераментом, долго живут, не теряя при этом работоспособность (их используют до 20 летнего возраста), а так же они высокоплодовиты. Особенно ценится их неприхотливость к кормам, причем они хорошо их усваивают и сохраняют упитанность.

В племенных целях используют их до 25-летнего возраста. Кроме того, их ценят за высокие мясные качества и высокую молочность.

Русские тяжи относятся к мелким тяжеловозам. Они характеризуются

  • небольшой головой с широким лбом и живыми глазами;
  • мускулистой короткой  шеей; широкой низкой  холкой; широкой и растянутой, и слека мягковатой спиной;
  • широкой и ровной поясницей;
  • свислым раздвоенным задом;
  • глубокой длинной и широкой грудью;
  • сухими недлинными правильно поставленными конечностями с умеренной оброслостью.

Масть преимущественно рыжая разных оттенков. Встречаются кони рыже-чалые, гнедые, гнедо-чалые, вороные, игреневые и серые. Средние промеры жеребцов: 151,8 – высота в холке, 162,3 –  длина туловища по диагонали, 206,2 – обхват груди, 22,2 – обхват пясти, около 600 кг – живая масса.

Русские тяжи очень скороспелые и уже к трём годам почти полностью развиты. В молочный период жеребята набирают вес около полутора килограмм за сутки. Рабочие качества их очень хорошие – они обладают высокой грузоподъёмностью, выносливы, очень подвижные с энергичным темпераментом, но при этом с добрым нравом и нетребовательностью к условиям содержания. Эти характеристики делают русских тяжей очень популярными среди конезаводчиков и делают их перспективными для мясного и молочного коневодства.

Владимирская тяжеловозная

Во Владимирской, Ярославской и Ивановской области с развитием промышленности и сельского хозяйства возникла острая необходимость в крупной, сильной и выносливой лошади. В начале 18 века в Гаврилово-Посаде был организован конный казенный завод, в котором разводились тяжеловесы. Изначально использовались в качестве производителей жеребцы верхового и рысистого направления. После стали использовать жеребцов-тяжеловозов: арденны, суффольки и першероны, после их стали заменять на шайров. Их скрещивали с местными, адаптированными к местным условиям, кобылами. В итоге был накоплен огромный массив крупных тяжелых коней. В результате дальнейшего их воспроизводительного скрещивания на свет появилась новая порода лошадей тяжеловозов – владимирская.

Для этих животных характерен

  • крупный рост,
  • хорошо развитый костяк,
  • массивное и растянутое телосложение,
  • голова длинная, крупная, с выпуклым профилем, но при этом сухая,
  • шея у них мускулистая, длинная,
  • холка длинная и высокая,
  • длинная лопатка косо поставлена,
  • спина удлинённая, широкая, нередко мягковатая,
  • круп широкий, длинный и раздвоенный,
  • поясница широкая и ровная,
  • грудь глубокая и широкая,
  • длинные, правильно поставленные, сухие ноги,
  • копыта крупные, но плоские; густая грива и хвост.

Часто конечности характеризуются сильной оброслостью, поэтому нередко они страдают от мокреца.

Характерная масть – гнедая, вороная реже, иногда караковая с белыми отметками на ногах и голове. Средний вес жеребцов – около 760 кг, кобыл – 680.

Для этих коней характерна высокая работоспособность и выносливость, сочетающаяся с добрым нравом и энергичным темпераментом.

Двигаются шагом и рысью владимировцы размашисто и свободно. Рекорд по скоростной доставке груза был установлен владимирским тяжеловозом и стал абсолютным среди всех прочих пород тяжей.   Шикарно смотрятся владимировцы, запряженные в тройки – мощь и сила их поражает. Ещё одним их плюсом является неприхотливость к содержанию и кормлению, благодаря чему они хорошо приживаются на Урале и в Сибири.

Порода лошадей шайр

Шайр – тяжеловозная английская порода. Она одна из самых древнейших линий тяжей – прародителями её являются боевые рыцарские кони. Огромный вклад в разведение шайров внесли  в своё время: Генрих II (увеличил их поголовье), Генрих VIII (подписал законы на разведение высоких и мощных лошадей – не ниже 154 см).

Так же, как и у многих других тяжелоупряжных линий, для улучшения шайров делалось прилитие крови от других пород: немецких флемишских лошадей и бельгийских фландерских. Порода совершенствовалась веками. В то время, когда происходило бурное развитие дорог и торговых связей, стали популярными лошади для дилижансов. От них требовалась не только недюжинная физическая сила, но и выносливость и достаточная скорость. Поэтому было решено разбавить кровь шайров кровью голландских фризов.

Использовали этих коней во многих сферах жизни человека: как военных лошадей, как рабочую силу на фермах, в доках и на железной дороге, а так же в качестве тягловой силы в тяжелых упряжках для общественного транспорта.

Особую популярность шайр завоевал в Америке благодаря своему могучему телосложению и красоте движения. С 1901 по 1910 гг шайра можно было смело назвать «лошадь американская», т.к. в это время более 80 % их поголовья было сосредоточено именно в Америке.

Сегодня шайры после почти полного исчезновения и забвения вновь приобретают мировую славу и популярность, т. к. сегодня они являются самыми сильными, крупными и тяжелыми лошадьми на планете. Их вес может достигать 1225 кг, а рост – 190 см.

Шайры характеризуются прекрасным телосложением, они смотрятся очень нарядно и торжественно благодаря мускулистым плечам, широкой груди, длинному и широкому крупу, высоко поставленному хвосту, мощным ногам, украшенным пышными фризам преимущественно белого цвета, которые начинаются выше скакательного сустава.

Сегодня в мире насчитывается несколько десятков линий тяжеловозов и все они по- своему хороши. Ведь тяжеловозы — это символы силы, мощи и грандиозной стати!

Поделиться: