Для чего нужна вентиляция?
https://www.youtube.com/watch?v=rX7pfCQxqmw
У вентиляции есть несколько основных задач, основываясь на которых, и нужно проектировать устройство вентиляции в гараже:
- Минимальная влажность. Чем лучше циркуляция воздуха, тем меньше влаги останется в гараже, соответственно – меньше осядет по углам и на предметах внутри.
- Баланс температур. Чем выше разница между температурой в гараже и снаружи, тем больше шанс появления конденсата в баке и салоне при выезде/заезде, в результате – «капля камень точит», а на воде двигатели внутреннего сгорания работать отказываются из принципа.
- Удаление запахов. После ремонта или длительного хранения вещей появляются специфические «признаки». Особенно радуют мешки с луком, по счастливому стечению обстоятельств хранящиеся рядом с коленвалом и подшипниками. Спустя некоторое время запах неизбежно въедается в обивку салона, и тогда никакие «ёлочки» не спасут – только химчистка. Если во время ремонта автомобиль нужно заводить – есть шанс отравиться выхлопами.
Важная деталь: вентиляция гаража зимой отличается от тёплого периода, и при постоянном скоплении конденсата способна всего за одну зиму «прогрызть» кузов.
Схема вентиляции гаража
Схема вентиляции гаража условно делится на две части: вытяжная (для отвода влаги и застоявшегося воздуха) и приточная (для поступления свежего потока).
- Вытяжка
Так как активная вытяжка основана на электровентиляторе, она подойдёт лишь для временного вентилирования и не может быть включена 24/7. Да и сделать её несложно – требуется лишь дыра в стене и вентилятор соответствующего размера. Для поддержания постоянного микроклимата необходима вентиляция на основе естественной тяги в трубе. Для её обеспечения нужно придерживаться некоторых правил:
- отверстие должно располагаться на максимальной высоте, под потолком или крышей;
- труба должна быть максимальной высоты (не меньше 3м от точки поступления воздуха из приточной вентиляции);
- необходимо обезопасить выход вытяжки от попадания дождя и снега (можно навесить «грибок» или прикрыть шифером, металлом и т.д.);
- учитывайте преобладающий ветер (к примеру, если чаще всего дует северный ветер – выводите отверстие на юг).
Если всё сделано правильно, то тяга будет сохраняться даже при сильном ветре, исключение – краткие порывы, создающие воздушный мешок. Более того, даже при встречном ветре (задувает в вытяжное отверстие) циркуляция будет продолжаться.
Если возникли сомнения – в сети достаточно много фотографий с подписями и указателями. Порой лучше раз увидеть, чем трижды прочитать.
- Приток
Приточная вентиляция должна подавать свежий воздух для воздухообмена, но её также следует ставить не где попало:
- точка поступления воздуха из притока должна быть ближе к полу, в идеале – 30-50 см от земли;
- диаметр притока должен быть в 2 раза больше, чем у вытяжки – так создаётся давление, выталкивающее старый воздух из гаража;
- расположение – по возможности диаметрально вытяжке, навстречу ветру (если вытяжка выходит на юг – приток заходит с севера).
В отдельных случаях можно заменить одну трубу на две меньших, но с аналогичной суммарной площадью сечения.
Принудительная вентиляция
Она же «турбина». Эффективно, но имеет свои преимущества/недостатки.
Плюсы:
- непрерывная циркуляция независимо от направления ветра;
- возможность нагрева/охлаждения воздуха;
- можно ускорить/замедлить поток;
- фильтрация воздуха;
- расчёт вентиляции в гараже не отличается от пассивного продува.
Минусы:
- высокая стоимость;
- постоянное потребление электричества;
- чем больше элементов, тем сложнее установка;
- выход из строя деталей, закупорка инеем зимой.
Установка не отличается от обычной, единственное требование – «улитки» для отвода конденсата.
Простейший способ – врезать отверстия в гаражные двери и поставить решётки, но это подходит лишь для домашнего гаража. В кооперативных гаражах решётки сработают как приманка для любителей стащить всё, что плохо лежит – их несложно выдавить, а из гаража самодельным крюком можно вытащить всё, что пролезет в дыру. Лучше сделать отверстие в стене.
Как сделать вентиляцию в гараже – особенности монтажа
При наличии ямы. Так как отдельный канал к яме не подводится, вот как сделать продув «местного» уровня:
- ближайшую к притоку часть приоткрыть на ширину ступни, но так, чтобы не сломать ногу, случайно наступив;
- аналогично поступить с ближайшей к вытяжке стороной, но со стандартным условием – щели для притока в 2 раза шире, чем для вывода;
- автомобиль не должен перекрывать щель для вытяжки или стоять над ним – это место будет максимально воздействовать на металл (поток воздуха и влаги в одну точку – гарантия коррозии).
Можно использовать доски перекрытия как клапан – во время работы закрывать, по окончанию – убирать доску полностью для лучшей циркуляции.
При наличии подвала. Вентиляция в гараже с подвалом требует отдельного канала, так как подвал сам по себе уже сырое место, и простой гаражной циркуляции будет недостаточно. Лучше всего сделать не только вытяжку, но и приток. Условия стандартные:
- приток и вытяжка располагаются с учётом преобладающего ветра, если особенности гаража не позволяют так сделать – просто в направлении «север/юг»;
- приток опускается в пол, вытяжка идёт с потолка, всё хранимое в подвале во время пороза отодвинуть на полметра от трубы;
- диаметр входа и вытяжки – 2 к 1;
- разница высоты притока (или его трубы) и выхода вытяжки – не меньше 3 метров.
Если провести нормальный приток нет возможности, вход в подвал можно приоткрыть. Это позволит холодному воздуху стелиться по полу вниз. Но вытяжка нужна в любом случае. Лучше всего предусмотреть стакан для конденсата (особенно в отапливаемом гараже) как для подвальных, так и для обычных вытяжек.
Напоследок следует отдать должное интернету, ведь можно найти сотни видеоуроков, хронологий установки и детальных пояснений каждого аспекта.
Научившись устанавливать вытяжку в гаражном помещении, сделать вентиляцию в частном доме уже не составит труда.